Велопоход по Балканам 2013

Покатушки с ночевкой, многодневные и туристские походы. Планирование, обсуждение маршрутов, регистрация желающих.
Велопоход по Балканам 2013

Сообщение 21 окт 2013, 11:50

Даты поездки: 28.09.13 – 12.10.13.
Нитка маршрута:
Донецк-Стамбул-Сараево (авиа)-Котор(авто).

НА ВЕЛО:
По Черногории:
Бококоторская бухта-Котор- Budva-Buljarica-Misici-Sutomore-Bar-Sukobin–граница.
Албания:
Граница- Muriqan–Skodra-Teth-пер. Вальбона-Rragam-Valbone-Krume-Kukes–Arras-Peshkopi - граница Албании с Македонией.
Македония:
граница Албании с Македонией-Debar-Mavrovo-Gostivar-Tetovo-Skopje.
Возвращение:
Skopje-Стамбул-Донецк(авиа).

Участники:
Мурашов Андрей – руководитель похода.
Романюк Сергей – медик, эколог.
Карпий Андрей – завхоз.
Панков Виталий – казначей.
Балашов Роман – механик.
Всего пройдено 687 км.

В отчете используются фотографии участников велопохода.

Прошло более 20 лет с тех пор, как мои югославские товарищи, с которыми пришлось вместе работать два года в конце восьмидесятых и в начале далеких девяностых, ушли воевать. Мы вместе провели не один день, решали не одну сложную задачу. В конце концов, в декабре 90 года, буквально перед самым Новым Годом было получено приглашение и принято решение ехать в Сараево на работу. Наши югославские друзья отправились на празднование по домам. Большинство из них больше не вернулось. Началась война. Я помню кадры на телеэкранах, помню кадры, как расстреливают Сараево – город, куда мы должны были ехать и где воевали наши товарищи в той непонятной войне, непонятной не только нам, но и большинству тех же сербов, хорватов, боснийцев. Естественно, в тот раз никто из нашей команды, конечно, никуда не отправился. За все прошедшие годы так ничего и не известно о судьбе наших югославских товарищей… Признаюсь, я испытывал сложные чувства, когда летел в Боснию.

В этом году наконец-то выдалась возможность посетить Балканы. Билеты покупались за полгода до отправления, сразу, как только вернулся из велопохода по Бразилии. Прямых рейсов из Украины в те края нет. Поэтому мы летели с пересадкой туда и обратно в Стамбуле компанией PEGASUS. Прилетали мы в Сараево, возвращались из Скопье.
После покупки билетов начал прикидывать маршрут и собирать подробную информацию. К тому времени Косово ввела визы для стран, которые их не признали, в том числе для украинцев. Получился такой маршрут: Босния и Герцеговина – Черногория – Албания – Македония. Упор было решено сделать на горной части Албании. Поскольку через территорию Косово проехать уже не было возможности, то пришлось продумывать вариант заброски из Боснии в Черногорию на транспорте. Все остальные страны для украинцев, которые мы посетили, безвизовые.

28 сентября.

В субботу 28 сентября в 3.20 ночи мы вылетели из Донецка в Стамбул, в который мы прибыли по расписанию в 5.10. Вылет из Стамбула в Сараево был в 14.30, прибытие в Сараево – в 15.25. Поскольку времени было достаточно, то мы не стали торчать день в аэропорту, а отправились в сторону Каракей. Там погуляли по набережной, спокойно позавтракали и отправились в сторону аэропорта. Вылет и прилет в Сараево прошли без накладок.

В аэропорту нас уже ждал водитель с микроавтобусом, в который обычно помещается 8 человек. Нас же было пятеро, но мы летели с велосипедами и с большими велорюкзаками. В результате мы как раз заняли весь микроавтобус. Расплатившись прямо в аэропорту с представителем перевозчика, мы отправились в Котор, который уже находится не в Боснии, а в Черногории. Первую балканскую границу мы проходили в аэропорту, прошли неспешно и без единого вопроса. По ожиданиям, въезд в Черногорию тоже должен был быть беспроблемным.

Ехали мы дорогой из Сараево через городок Фоча. Дорога вела по узкому горному серпантину. Водитель ехал с приличной скоростью. Я не пожалел, что именно этот участок дороги мы, в конечном итоге, проехали на авто. Подъехав к границе, водитель собрал наши паспорта и отдал на проверку пограничникам не выходя из кабины. Не задав нам ни единого вопроса, проверив документы и не поставив выездных штампов, нас пропустили дальше. Черногорцы тоже не задали ни единого вопроса, только поставили въездные штампы и мы поехали. Прохождение границы заняло минуту.
Вскоре с серпантина открылись виды на каньон реки Пивы (Пивское озеро). Проезжая Плужино, остановились, чтобы пару минут отдохнуть и заодно полюбоваться открывшимися видами. Далее до Котора ехали через Никшич и без остановок. В Котор въехали уже когда было темно, почти в 10 вечера. Водитель подвез нас прямо к отелю, в котором мы через букинг забронировали места.

В отеле мы на пятерых забронировали блок. Трое разместились в номере, а я и Сергей разместились на кухне, где нам установили дополнительные кровати. Стоимость номера была 40 евро в сутки с пятерых. Другими словами, в тех условиях, что нам предложили, обычно там останавливаются максимум трое человек. Зато за 100 гривен в сутки. В итоге в этом отеле мы провели две ночи.

Вид на Котор из отеля.
Изображение

29 сентября.
Пройденный путь: 46 км
Трек: http://www.cycle.dn.ua/track_view.php?id_track=119&page=3&sid=3ee156c5c04a4da7f4802e1eb15ba67e

Этот день планировалось посвятить адаптации, отдыху, приведению велосипедов в порядок. Утром, сходив в магазин за продуктами, позавтракали и начали собирать велосипеды. Была одна неприятность – восьмерка на переднем колесе на моем велосипеде. Однако Роман достаточно быстро ее устранил и мы налегке отправились осматривать Боко-Которскую бухту.

На ближайшие пару дней синоптики прогнозировали крайне неблагоприятные дни, в течение которых должно было выпасть сильно большое количество осадков. У меня были подозрения, что даже не сможем по этой причине выехать вовремя на маршрут. Обычно в наших краях осадки бывают редко когда более 3 мм за 6 часов. На эти же дни по всей Черногории обещали 98 мм. Я переживал, что если мы не тронемся в путь 30 числа, то прийдется дополнительно, чтобы успеть проехать запланированный путь, нанимать транспорт. И, кроме того, в этом случае нам в горы пришлось бы уезжать нераскатанными. Поэтому необходимо было использовать любую возможность для того, чтобы начать движение.

Мы тронулись в путь в обратную сторону от Котора по направлению к Перасту. Дорога узкая, но в этот сентябрьский день машин уже не так много, как мне говорили, бывает в сезон. Доехав до Пераста, решили заехать в городок. По нашим меркам это даже не поселок, а так, несколько домов, правда довольно красивых и старой постройки. Сюда приезжают на экскурсии отдыхающие, есть музей, уютные ресторанчики, где можно неплохо отдохнуть. Потратив минут 10-15 на осмотр городка, трогаемся дальше. Недалеко от берега расположен мини остров, который полностью застроен домами. На него тоже возят экскурсии. Всю дорогу в Боко-Которской бухте окаймляют довольно таки отвесные горы. Получается, что едешь как по дну чаши.

Недоезжая до городка Risan увидели маленький пляж, на котором отдыхало несколько семей. Решили тоже здесь искупаться. Вода сверху в районе Risan-а холодная, на глубине около метра теплее. Перед походом читал об этом эффекте, который возникает в силу того, что рядом в бухту впадает две реки и даже в летний зной вода в этом месте несколько прохладнее, чем в других районах Боко-Которской бухты. Купающиеся были исключительно русскоговорящие, не было ни одного представителя, который общался бы на английском или другом языках.

Едем дальше. Проезжаем Risan, Morinj и поворачиваем в сторону Kamenari. Здесь в этом поселке находится паромная переправа. Переправляемся в Lepenate и двигаемся уже по другой стороне бухты. Вскоре, проезжая Stoliv, решаем остановиться на обед в местном ресторанчике. Здесь же, оказывается, можно взять напрокат велосипеды. Делаем заказ, нам приносят огромные порции, которые в одиночку трудно осилить. В последующем было везде так, порции огромные. Отдохнув и пообедав едем дальше и вскоре въезжаем в Котор. Здесь за крепостной стеной расположен старый город – достаточно уютное место, в котором до сих пор живут люди, работают магазины и рестораны, несмотря на то, что висят таблички, что объект охраняется законом.
Вскоре мы вернулись в отель. К нашему счастью, несмотря на то, что почти весь день было пасмурно, дождь так и не пошел.

Минут как 10 отъехали от гостиницы.
Изображение

Фото в районе Пераста.
Изображение

Пераст.
Изображение

Изображение

Ночной Котор.
Изображение

30 сентября.
Нитка маршрута: Котор-Будва-Sveti Stefan-Petrovac-Sutomore-Bar.
Трек: http://www.cycle.dn.ua/track_view.php?id_track=120&page=3&sid=3ee156c5c04a4da7f4802e1eb15ba67e
Пройденный путь: 61 км.

Ночью начался ожидаемый дождь. Утром, выйдя на веранду, с которой открывался вид в сторону выезда через туннель из бухты, я увидел, что вокруг висят низкие облака, которые хоть как-то задерживают горы. У нас был шанс выехать не под большими осадками.

Позавтракав и расплатившись за номер в гостинице, в 9.20 мы выехали на маршрут. Проезжаем туннель и выезжаем из бухты. Здесь дождь стих. Некоторое время едем даже без дождя. Но вскоре начинает моросить и усиливаться.

Накидываем на велорюкзаки чехлы от дождя, одеваемся в защитную одежду. И только Виталий продолжает ехать в просто в велоформе.

Дождь начинает усиливаться, видимость слабая, кроме того, что обзору мешают облака, так еще и крупные капли дождя под сильным ветром, залетая под капюшон, не дают особо рассматривать окружающие виды. Море штормит.

Проезжая Sveti Stefan, видим экскурсионный автобус. Народ вылез из автобуса и с обзорной площадки фотографирует городок. Тоже останавливаемся на фото. В сам городок никто не идет, движение сегодня там отсутствует.

Дождь еще усиливается, из-за дождя и ветра немного зябко. Однако сверху накинуты дождевые куртки и брюки. Также и жарко, течет пот. В велопоездках испытываешь зачастую странное сочетание – с одной стороны зябко, с другой стороны течет пот, от которого не помогает избавиться никакая качественная одежда и никакая вентиляция.
На одной из заправок останавливаемся выпить чаю. Пока отдыхали дождь не думал прекращаться. Приходится пережидать. Однако осадки не уменьшаются и мы, выждав еще какое-то время, двигаемся дальше.

Вскоре въезжаем на окраину Бара. Здесь находим себе в одном из частных отелей место для ночевки. Надо сказать, что владелец колебался сначала пускать нас на одну ночь, в этот момент у меня возникло крымское дежа вю. Однако, оценив погоду, предложил нам два номера – один трехместный, второй двухместный. Вскоре мы, приняв горячий душ, сушили свои вещи кто как мог. Преимущественно досталось обуви. Так что качественные бахилы от дождя тоже не помешают в подобного рода поездках.

Впереди тоннель из Котора.
Изображение

Какое-то время движемся даже без дождя.
Изображение

Изображение

Изображение

Sveti-Stefan.
Изображение

Сергей.
Изображение

01 октября.

Нитка маршрута: Bar-Sukobin-граница с Албанией-Шкодер.
Пройденный путь: 62 км.
Трек: http://www.cycle.dn.ua/track_view.php?id_track=121&page=1&sid=3ee156c5c04a4da7f4802e1eb15ba67e

Утром дождь мелкий, но все еще шел. Временами стали появляться просветы в тучах. Стало ясно, что основная часть циклона прошла и скоро погода наладится.
Пока собирались дождь прекратился.

При выезде разговорились с владельцем гостиницы. Если говорить медленно, то большую часть сербского, а вернее черногорского языка можно понять. Я обратил внимание, что в доме отсутствует отопление. Мне было сказано, что снега в этих краях не бывает, бывает только в горах. Поэтому в тот месяц, когда становится холодно, просто включают обогреватель.

В восемь утра выезжаем на маршрут. Вскоре наш путь уходит вверх в горы на узкую асфальтированную пустынную дорогу. Как раз в этот момент снова пошел дождь, впрочем не такой сильный, как накануне, который продлился часа полтора.

Мы медленно набирали высоту, с которой открывались виды вниз на море и побережье. Вскоре дорога стала нас уводить в горы. Проезжая Сукобин, сделали остановку в кафе, чтобы выпить горячего чая. Оказалось, что буквально через пару сотен метров от него, сразу за поворотом граница.

Мы приготовили документы, нам пограничники указали, чтобы мы объехали автомобильную очередь и отдали паспорта на проверку. Погранпост объединенный, за одним столом сидит черногорский пограничник и албанский. Вместо пограничника наши паспорта просмотрела пограничница и не задав ни единого вопроса отдала наши документы своему албанскому коллеге, при этом просто сказав «Албания».
Албанец молча взглянул на меня, полистал наши паспорта и тут же вернул нам их, жестом пояснив, чтобы ехали дальше. Я в замешательстве спросил у него: - А штампы ?
- Штампы ? Нет штампов, - ответил албанец. И задал вопрос: - Куда едем ?
- В Македонию, - ответил я. После этого он забрал назад наши паспорта и поставил в них визы.

После этого краткого диалога мы уже ехали по Албании. Не верилось, что мы находимся в одной из самых закрытых и ранее недоступных стран, тем более, что с такой легкостью сейчас в нее попали.

С первых метров заметен контраст между сравнительно благополучной Черногорией и этой страной. Все-таки Албания отстает в своем экономическом развитии от остальных Балканских стран. Зато в первый же день мы были поражены количеством мерседесов на дорогах. Мерседес в Албании народный автомобиль, трудно увидеть машину другой марки.
Достаточно быстро мы доехали до Шкодера – второго по величине города после Тираны. Здесь мы обменяли евро на местные леки сразу на неделю. Впрочем, впоследствии выяснилось, что в Албании в одинаковом ходу как евро, так и леки. Причем курс обмена евро на леки везде по всей стране одинаков. Проведя некоторое время в центре города, мы отправились за Шкодер в кемпинг на озере. В этом кемпинге мы и установили наши палатки.

Первые метры на албанской земле.
Изображение

Шкодер.
Изображение

Изображение

Даже есть узкоколейка.
Изображение

Наш лагерь в кемпинге.
Изображение

Шкодерское озеро.
Изображение

02 октября.

Нитка маршрута: Skoder-Koplik-Dedaj-Boge-Theth.
Пройденный путь: 64 км.
Трек: http://www.cycle.dn.ua/track_view.php?id_track=122&page=1&sid=3ee156c5c04a4da7f4802e1eb15ba67e

Утром, по отличной погоде, мы отправились в путь. В этот день нам предстояло подняться на перевал с нулевой высоты до 1680 метров и спуститься на ночевку в национальный парк Theth.

До Коплик дорога совпадает с дорогой на второй погранпереход с Черногорией. Трасса хорошего качества, большая обочина и едется просто отлично. В Коплик мы ушли на второстепенную узкую дорогу. Сразу начали плавно набирать высоту.

Мы уже несколько дней ехали по асфальту и с нетерпением ждали момента, когда начнутся грунты. Из интернета я знал, что горы на севере Албании необычайной красоты, носят название Албанские Альпы или Проклятые Горы, хотя информации от путешественников, которые посетили именно этот район, мало, в основном посещают южную Албанию. Кроме того, было известно, что в Албании преобладают дороги с грунтовым покрытием, горные, узкие и достаточно сложные для преодоления, чем, собственно, и привлекала дополнительно к себе Албания, в отличии от европейской и сильно заасфальтированной и туристической Черногории.

В Boge асфальт резко закончился. Здесь мы остановились в выпить чая и после этого сразу же началась горная грунтовая дорога. Ехать стало тяжеле из-за камней средних размеров, покрывающих дорогу. Впрочем, мы понемного продолжали набирать высоту и продвигаться вперед к национальному парку. Ближе к перевалу мы видели много дорожных рабочих с тяжелой техникой. Нами был сделан вывод, что еще год-два и именно эта дорога (имеется еще одна) в сторону Theth будет заасфальтирована.

Солнце клонилось к закату, начало холодать, в группе начала ощущаться усталость. В этот момент мы и выехали на перевал. Перед нами открылись виды на белоснежные горы. При этом белый цвет был не из-за снегов, а белый цвет горам придавали известняки. Крутые и неприступные склоны величественно белели буквально перед нами. Дул ветер, погода на этой высоте совсем не летняя. На склонах гор росли пожелтевшие от приближающейся осени деревья. Побросав велосипеды, мы бросились фотографировать.
После этого начался спуск.

Если до этого на подьеме одной из проблем является отсутствие воды, то с обратной стороны, на спуске много ручьев. В одном таком ручье мы пополняем наши питьевые запасы. Начинаю переживать, чтобы по светлому успели спуститься вниз. Зачастую едем по самому краю дороги, всего в нескольких сантиметрах от обрыва. Навстречу проезжает несколько мотобайкеров, которые двигаются в обратном направлении из заповедника.

Когда осталось всего несколько минут до темноты, мы выехали к кемпингу. Палатки устанавливали уже по-темному, на пронизывающем ветру.

Коплик.
Изображение

Место нашего обеда.
Изображение

Изображение

Продолжаем двигаться вверх.
Изображение

На подъеме на перевал.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На перевале.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На спуске.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

---------- Добавлено через 1 минуту 8 секунд -------------------------------------------------------
03 октября.

Нитка маршрута: Teth-пер.Вальбона-Rragam.
Пройденный километраж: 18 км.
Трек: http://www.cycle.dn.ua/track_view.php?id_track=123&page=1&sid=ddb3652eb0d670cc22aab8142e9d8d6a

Запланировано было, что в этот день мы должны по пешеходной тропе пересечь перевал и спуститься в национальный парк Вальбона. Планировалось, что этот день будет преимущественно пешеходный. Есть другой путь, из Teth можно заехать в парк Вальбона, сделав большой круг, на велосипеде этот путь займет три дня, а по пешеходной тропе 5 часов пешеходного времени, за такое время обычно пешеходники проходят перевал. У нас времени должно было уйти немного больше, так как имелись отягчающие передвижение обстоятельства в виде велобаулов и велосипедов.

Утром, позавтракав, в 8.30 стартуем. Сначала дорога вела нас вниз, затем заехали в село, и, проехав немного вдоль реки, мы подъехали к началу тропы, которая выводила нас на перевал. Сразу начался подъем.

Переходим вторую за сегодняшнее утро реку. Едем после этого недолго. Подъем резко увеличивается, приходится вешать велорюкзаки себе на плечи. Велосипеды толкаем рядом. 15 кг на плечах дают о себе знать, плечи быстро устают, иногда уклон такой, что передвигаемся вообще с трудом. Время от времени делаем небольшие привалы, группа значительно растянулась, но растягиваемся таким образом, чтобы каждый видел сзади идущего.

Во втором часу дня увидели небольшую избушку, расположившуюся на склоне горы. Оказалось, что здесь можно выпить чаю. Время перекуса, делаем здесь привал. Хочется кипятка и мы заказываем себе горячий напиток, который оказывается совсем не горячий, а слегка теплый. Объясниться с албанцем нормально не можем, так он не понимает ни английского, ни немецкого, которым в нашей группе на очень хорошем уровне владел Виталий, а мы, в свою очередь, не понимаем албанского. После чаепития двигаемся дальше.

По высоте перевал небольшой, всего 1810 метров. В начале третьего повстречали двух пешеходников, которые с легкими заплечными рюкзаками спускались нам на встречу. На вопрос: - сколько км осталось до перевала ?, - был получен ответ, что совсем немного, значительно меньше километра.

Примерно в 14.45 вышли на перевал. Места на перевале совсем немного, потратив немного времени на фото, начинаем спуск вниз.

Спуск значительно короче подъема, тропа идет серпантином. К своему удивлению недалеко от перевала на соседней горе, на которую большую часть времени солнце не попадает, видели снежники. На спуске же в одном месте с отвесной скалы, нависающей над тропой, висели сосульки.

Метр за метром и спуск с перевала недалеко от поселка, который представляет из себя несколько домов, закончился. В поселке уже можно было ехать.

Повесив велорюкзаки снова на багажник, продолжили спуск в сторону поселка Rragam уже на велосипедах.

Дорога здесь идет по широченному высохшему руслу реки, усеянному валунами белого цвета. Отъехав от поселка около пяти километров, мы увидели начало довольно таки неплохой асфальтной дороги и рядом возле нее гостиницу. Времени было шесть часов вечера, принимаем решение здесь и заночевать.

Недалеко возле первого брода и от начала подъема на перевал.
Изображение

Перед первым бродом. Глубина в нем оказалась обманчива - решил проехать его на велосипеде, в результате глубина оказалась выше втулок.
Изображение

В поселке Teth.
Изображение

Встреча на распутье дорог с проводниками пешеходников.
Изображение

Начали подъем. Пока еще можем даже велосипеды рядом вести.
Изображение

Второй брод.
Изображение

Начался более тяжелый подъем.
Изображение

Горы вокруг.
Изображение

Изображение

Здесь мы пили теплый чай.
Изображение

Наша тропа.
Изображение

Изображение

Изображение

Под самым перевалом.
Изображение

Перевал.
Изображение

С перевала откуда пришли.
Изображение

С перевала куда идем. Впереди национальный парк Вальбона.
Изображение

Тропа на спуске.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Такой вот траверс.
Изображение

Изображение

Спустились с перевала. Дальше уже можно ехать.
Изображение

Изображение

Горы на закате дня.
Изображение

Наша награда за взятие Вальбоны. Здесь мы ночевали.
Изображение

Продолжение следует...

---------- Добавлено через 20 часов 32 минуты 53 секунды -------------------------------------------------------
04 октября.

Нитка маршрута: Rragam-Valbone-Bajram Curri-Pac-Bytyc-Golaj-Krume.
Пройденный путь: 97 км.
Трек: http://www.cycle.dn.ua/track_view.php?id_track=124&page=1&sid=ddb3652eb0d670cc22aab8142e9d8d6a

По северной Албании не так уж и много информации в сети. При подготовке маршрута одним из тонких моментов являлся участок от Bajram Curri до Krume. Через Bajram Curri идет дорога на погранпереход между Албанией и Косово. Вскоре за Bajram Curri следует развилка. Интересующий нас участок маршрута, по-сути, пролегает вдоль красивейшего озера, по которому сейчас от Komani до Fierze плавают паромы с туристами и с желающими уехать в Косово. Местность довольно-таки гористая, река Дрин имеет приличную ширину и рукава, дорога горками идет на приличном расстоянии от реки, на таком расстоянии, что в большинстве своем реки и не видать. По картам Google от Bajram Curri до Krume населенных пунктов нет, хотя по факту несколько деревень все-таки имеется. Непонятна была ситуация с водой и ситуация с дорожным покрытием. Этот день вызывал мою озабоченность, особенно учитывая планируемый километраж. Конечно, если бы не введение косоварами виз для украинцев, то мы бы поехали через Косово, чем значительно сократили бы себе путь до столицы Македонии Скопье.

Утром выехали на маршрут в 8.22. Мой велокомпьютер показал температуру -1 по цельсию, у Сергея +2. Другими словами было достаточно прохладно. Радовал тот факт, что мы продолжали сбрасывать высоту и с первой минуты ехали уже по асфальтной дороге.

Дорога довольно таки живописная, пролегает через национальный парк. Вдоль дороги стоят и продолжают строиться в большом количестве частные отели, много кафе. Возле одного такого кафе мы остановились перекусить и подождать пока хоть немного не потеплеет.

Едем дальше. Вскоре асфальт закончился и мы снова двигаемся по грунтовке. Транспорт отсутствует, дорога идет вдоль реки. Вода в реке прозрачно-голубого цвета. Останавливаемся, фотографируем и единодушно выражаем огорчение, что в такой кристально чистой воде не можем искупаться.

Перед Bajram Curri снова начинается асфальт. Въезжаем в этот городок. Архитектура домов в албанских селениях сильно напоминает советскую, впечатление, что находишься где-то в районе Харцызска, ну разве что наличие гор говорит об обратном.

Выезжаем из города, пересекая реку. Сразу начинается подъем и появляются указатели на Косово. Вскоре мы свернули на второстепенную дорогу. Впрочем ее качество на данную минуту значительно лучше, чем основной трассы, уходящей к погранпереходу.

Едем в тишине, машин нет, дорога петляет по склонам гор то набирая высоту на нескольких своих серпантинах, то сбрасывая ее. Преодолеваем несколько незначительных перевалов. Оглядывая местность, прихожу к выводу, что на этом участке мест для палаток практически не имеется.

Двигаемся почти до 19.30, когда уже стало сереть и силы были на исходе въезжаем в Круме. На самом въезде обращаем внимание на огромный участок земли, который огорожен проволокой, и висящие на заборе знаки НАТО. Позже мы встречали на некоторых объектах албанские флаги вместе с флагами Евросоюза. Я для себя сделал вывод, что в этих местах ведутся какие-то совместные проекты.

Едем в самый центр городка и напротив мечети останавливаемся. Мы подъехали к самому входу в гостиницу. Нас сразу же зазывают во внутрь. Времени на рассуждения уже нет и мы принимаем приглашение.

Начало пути, утро. После асфальтной дороги едем вдоль реки.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Советская архитектура. Bajram Curri.
Изображение

За Bajram Curri едем вдоль гор. Один раз дорога вывела почти к самой реке.
Изображение

Изображение

Наша дорога.
Изображение

Мы здесь ехали.
Изображение

05 октября.

Нитка маршрута: Bajram Curri-Kukes-Nange-Ujmisht.
Пройденный путь: 55 км.
Трек: http://www.cycle.dn.ua/track_view.php?id_track=125&page=1&sid=ddb3652eb0d670cc22aab8142e9d8d6a

Напротив окон нашей гостиницы находился пятиэтажный дом. Самый верхний этаж был не жилым. В нем складывали дрова. Т.е. центрального отопления, по крайней мере, в Krume нет и люди отапливают свои помещения даже в многоэтажках кто как может. При этом, я так понимаю, зимы там могут быть достаточно суровыми. Нередко на улицах городов можно видеть различного рода животных, начиная от коз и заканчивая свиньями. Наряду с мерседесами разъезжают по центральным улицам на телегах, которые запряжены лошадьми.

Албания преимущественно мусульманская страна, я вот не припомню сейчас ни одного православного или католического храма.

Утром, по солнечной погоде, собрав свои велосипеды, выдвигаемся на маршрут.
Выезжаем из городка.

Как раз именно на выезде из Круме с нами произошел единственный неприятный момент за весь велопоход. Уже проезжая последние дома за нами увязался какой-то лет пятнадцати подросток. Дело было на подъеме и ехать быстро мы не могли. Поэтому он достаточно долго нас преследовал и время от времени кидал камни. Дело чуть не дошло до рукоприкладства, однако благоразумие возобладало да и выехали на более-менее ровный асфальтный участок.

Вскоре дорога пошла вдоль озера и плавно вниз. Моментально был забыт подросток и наши мысли были поглощены открывающимися видами от которых просто захватывало дух. Дорога была узкой, два автомобиля с огромным трудом могли на ней разминуться. Мы продолжали медленно спускаться и часто останавливаться. В один такой момент из машины, которая ехала нам навстречу по английски спросили: - Откуда вы ?
Мы ответили, что с Украины. В ответ я спросил откуда они. Нам ответили, что с Грузии. Встреча была бурной…

Едем дальше. Вскоре показался мост через реку, проехав по-которому мы попали в Кукес. Город большой, пыльный, грязный. Машин множество. Проскакиваем его как можно быстрее.

На окраине обращаем внимание на время и в одной из кафешек останавливаемся на обед. Делаем заказ. Все пятеро заказали спагетти и салаты. Через некоторое время выносят спагетти. Каждая порция примерно с килограмм ! Впрочем, салаты были примерно такие же по весу. Потом было еще и мясо ! Это был не обед, это даже не знаю как и назвать, что было. В конце обеда рассматривался вариант пару часов вздремнуть в районе столиков в кафе, но все-таки пересилили себя и с трудом поехали дальше.

Дорога идет то вверх, то вниз. Перепады высот для горок большие. Численность населения в этом районе большая. На выезде из одного поселка медленно подымаемся на очередной подъем. Внизу под нами село. На подворье одной из хат собрался целый оркестр, состоящий из духовых инструментов. Увидели нас, заиграла музыка. Интересно, что же это было на самом деле ? Нас еще долго сопровождала музыка, после того, как мы скрылись за поворотом.

На развилке основная дорога уходит на Пешкопи, а мы сворачиваем на грунтовку, которая ведет вниз и навстречу реке. Едем по серпантину по самому краю обрыва. Внизу, возле реки, въезжаем в село и быстро выезжаем на его окраину. Видим мост через приток и осматриваем местность. Недалеко от нас стоит подросток с велосипедом. Подъезжает ко мне с Сергеем и спрашивает на английском:
-Вы хотите здесь ночевать ?
Я отвечаю: - да.
Тогда он говорит: - французы ночевали вон на той поляне, - и показывает рукой через мост.

Едем вместе с ним на поляну. Обращаю внимание, что это именно та поляна, которую я рассматривал на фотографии в интернете и хотел именно на ней устроить ночевку.
Спрашиваем у парня можно ли пить воду из реки. Он отвечает, что лучше не надо и приглашает нас с собой, чтобы набрать питьевой воды. Мы предлагаем ему пару евро от которых он наотрез отказывается.

Пока Сергей, Роман и парень ездили по-воду, остальные разбили лагерь. Надо отметить, что наш лагерь не вызвал особого интереса у местных жителей. Разве что подошли двое детей, затем их отец, посмотрели на лагерь и ушли в течение пары минут. Никто нас не беспокоил, хотя видели многие.

Готовим свои велосипеды к поездке. Утро.
Изображение

Вот в таких домах живут албанцы. На верхних этажах склад дров и всякой всячины.
Изображение

Здесь мы ночевали.
Изображение

Вид на Круме.
Изображение

Появилось озеро.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Мост в Кукес.
Изображение

Начинаем спуск вниз к реке за Кукесом к месту нашей ночевки.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Поляна, на которой мы разбили лагерь.
Изображение

Изображение

06 октября.

Нитка маршрута: Ujmisht-Draj Rec-Arras-Muhur-Peshkopi.
Пройденный путь: 60 км.
Трек: http://www.cycle.dn.ua/track_view.php?id_track=126&page=1&sid=f3a14a372456b622e0ee00f866f8ea9f

В планах этого дня было доехать по грунтовой дороге до моста в населенном пункте Draj Rec, пересечь его и дальше ехать по асфальтовой дороге в сторону Македонии. После пересечения границы между Албанией и Македонией планировалось докатить до Дебара и там остановиться на ночлег.

Я уже писал выше, что в интернете не так уж и много информации об Албании. Изучая различного рода карты я сделал вывод, что после моста начинается асфальтовая дорога. На практике же оказалось, что почти до Пешкопи 50 км идет грунтовка. Это обстоятельство спутало нам планы в этот день. Хотя сама грунтовая дорога такова, что как выразился Сергей, достойна занесения в учебники по велотуризму.

Итак, рано утром мы, позавтракав и собрав лагерь, отправились дальше по маршруту. Грунтовая дорога сразу начала уводить вверх. Под нами внизу оказалась река. Ехалось не напряжно, погода и виды вокруг благоприятствовала. Так, не спеша, мы оставили внизу пару небольших поселков. За поездку обратил внимание на один интересный факт. Школы в Албании достаточно большие, рассчитаны на вмещение достаточно большого количества учащихся. Это не смотря на то, что сами поселки могут состоять из нескольких домов. По всей округе ездят школьные автобусы, которые собирают и развозят детей в школу, которая расположена в каком-то одном населенном пункте, и обратно по домам.

Вскоре из-за одного поворота горной дороги показался мост через реку. За этим мостом по другой стороне реки продолжалась в нужном нам направлении грунтовая дорога, асфальта не было. На мосту находился албанец с пацаненком, которые его чинили подручными средствами. Было ясно, что по нашей дороге траспорт ездит крайне редко. Албанец и сообщил нам, что асфальт начинается через 50 км. В этот момент мне стало понятно, что в Македонию мы попадем не раньше следующего дня.

Зато какая была дорога ! Совершенно пуста от транспорта и людей, идет по горам то вдоль, то вниз, при этом внизу открываются обалденные виды на реку и горы. В принципе, за этот день и писать-то больше особенно нечего, так как нам просто оставалось наслаждаться дорогой и пейзажами.

К концу дня мы вымотанные выехали в нескольких километрах от Пешкопи на асфальт. Сам город находился выше нас и поэтому последние километры ехались тяжело, все время вверх. Так как этот город планировалось просто проехать не останавливаясь, то пришлось немного поискать место для ночевки.

Утро. Виталий и Андрюха утоляют жажду.
Изображение

Едем по дороге.
Изображение

Изображение

Впереди мост и дорога.
Изображение

Изображение

Изображение

Андрюха отдыхают.
Изображение

Изображение

Проезжаем один поселков. Ослики здесь вполне серьезные конкуренты мерседесам.
Изображение

Перед выездом на асфальт вновь переезжаем реку.
Изображение

Изображение

Ну а эта фотка сделана Сергеем уже в Пешкопи в ресторане гостиницы, не смогла она его оставить равнодушной. Мы сделали вывод, что сама гостиница построена еще в те времена, когда строительство коммунизма было основной целью албанского общества.
Изображение

---------- Добавлено через 3 минуты 23 секунды -------------------------------------------------------
07 октября.

Нитка маршрута: Peshkopi-Македонская граница-Debar-Mavrovo.
Пройденный путь: 78 км.
Трек: http://www.cycle.dn.ua/track_view.php?id_track=127&page=2&sid=f3a14a372456b622e0ee00f866f8ea9f

Выезжаем на маршрут в 9.45. Стремимся выехать как можно быстрее из пыльного Пешкопи. Хоть дорога и асфальтная, но подъемы тяжелые, машин много.
С утра пасмурно, по прогнозу обещают дождь.

За Пешкопи дорога пошла ровнее и мы поехали быстрее. В результате к началу двенадцатого прибываем на погранпереход. Албанцы забрали наши паспорта на проверку и один из погранцов начал настойчиво предлагать нам сфотографироваться – видно, что велосипедисты не частые гости в этих краях. Сначала я немного опешил, ведь все-таки погранпереход, но затем, после того, как он нас сфотографировал на наши же фотоаппараты, попросил его сфотографироваться с нами. Он с удовольствием согласился.

В наши паспорта снова не поставили штампы убытия. Через 400 метров мы были на македонском посту. Македонец, узнав, что мы украинцы, убежал уточнять необходима ли нам виза. Впрочем, въезд в Македонию тоже прошел без единых проблем.

Через несколько километров после границы мы въехали в Дебар. Здесь мы безуспешно пытались обменять евро на македонские динары. В конце концов я сказал Виталию, который был казначеем, что по моим предположениям и в Македонии евро должно ходить свободно. Зайдя в ближайший магазин, мы увидели цены на прилавке в евро. Продавец объяснил, что проблем у нас не должно возникнуть с валютой.

Выдвигаемся к выезду из города в сторону Маврово. Начинается дождь. По первоначальному плану мы должны были в этот день прибыть на ночевку в Маврово из Дебара. Однако путь наш лежал через горнолыжный курорт по одной из мтб-шной трассе, рекламируемой для туристов. Именно этот день по плану должен был стать основным и самым увлекательным в Македонии. Остальные дни планировались просто как доезд до Скопье ну и по пути просто знакомство со страной. Учитывая, что начался дождь, который медленно, но уверенно усиливался, и учитывая, что мы отставал от намеченного плана на сутки, то принимаю решение двигаться сразу на Маврово.

Вскоре въехали в национальный парк Маврово. Мы продолжали набирать высоту, дождь продолжал усиливаться. В Маврово находится огромное и красивое озеро и горнолыжный курорт. Ожидалось, что поскольку там озеро, то мы не можем все время ехать вверх. Так как вода не может находиться выше нас. Однако мы все ехали и ехали вверх. Пока не увидели плотину.

По законам Македонии ночевать не в кемпингах и в палатках запрещено. Да еще требуется обязательная регистрация. Поэтому те несколько ночевок, что планировались на территории Македонии, планировались исключительно в отелях. Прибыв в Маврово, нам посоветовали остановиться в частном секторе. За 7 евро с человека мы впятером разместились в огромном гостевом доме, который был полностью предоставлен в наше распоряжение. В гостинице рядом с нас запросили 20 евро с человека, правда с завтраком.

На выезде из Албании.
Изображение

Македония, Дебар. Почти центр города.
Изображение

Дебар, центр.
Изображение

В Македонии мирно уживается православие и мусульманство.
Изображение

Изображение

Дебарское озеро.
Изображение

Въезд в Национальный парк.
Изображение

Изображение

В Маврово дом, в котором мы ночевали.
Изображение

08 октября.

Пройденный путь: 107 км.
Нитка маршрута: Mavrovo-Leunovo-Gostivar-Tetovo-Skopje.
Трек: http://www.cycle.dn.ua/track_view.php?id_track=128&page=2&sid=5a4951b2d2c61b5d6aa2ccfdcc0d1289

Утром, позавтракав в местном ресторанчике, выехали на маршрут. Наш путь лежал по дороге вдоль Мавровского озера. Вокруг озера более 30 км протянута асфальтная дорога, которая больше напоминает велодоржку, вьющуюся среди леса вдоль воды.
Однако хорошее рано или поздно заканчивается и мы выезжаем на трассу.

По трассе докатываем до Гостивара, а далее начинается платный автобан. По автобану езда на велосипеде запрещена. Однако ни полиция, ни работники автобана, завидев нас, даже не попытались предпринять попытку завернуть с дороги. Двигаясь по широкой обочине мы ехали с приличной скоростью. В принципе в тот день мы были не единственными велосипедистами на этой дороге.

Заехав в Тетово, останавливаемся на обед. Официанты нас путают с албанцами и приносят меню на албанском языке. Как позже выяснилось на данную минуту в Македонии порядка 40% населения этнические албанцы. Даже, насколько я знаю, году в 2000 в свое время были волнения на этой почве.

После Тетово снова по автобану едем дальше. Проезжаем каньон Матка. Посещение этого каньона намечаем на следующий день.

Въезжаем в Скопье. В Скопье проживает около 700-800 тысяч человек. Мне этот город показался чем-то средним между Макеевкой и Донецком. Много велосипедистов. Но велосипеды здесь используют как транспорт. Много людей едет в обычной одежде, хотя изредка попадаются и в велоформе и в велошлемах. Имеются велодорожки, которые не используются велосипедистами. Можно наблюдать, как посреди велодорожки установлен рекламный щит. В отличие от украинских автомобилистов македонцы оставляют свои автомобили прямо на тротуарах и велодорожках. Поэтому не то, что на велосипедах, зачастую люди пешком ходят по дороге.

Недалеко от центра города находим приемлемый по цене хостел. В хостеле заодно нам делают регистрацию. За отсутствие регистрации могут быть проблемы – штраф и выдворение из страны.

В Маврово.
Изображение

Изображение

Изображение

Какой-то шутник соорудил забор из лыж.
Изображение

Вид на Маврово.
Изображение


Наша дорожка вдоль озера.
Изображение

Возле хостела в Скопье.
Изображение


09-10 октября. Свободные дни в Скопье.

В эти дни просто отдыхали, осматривали город, съездили в каньон Матка. Центр города просто поразил. Сейчас Скопье напоминает Донецк году этак в 2000. Много строек, улицы в строительных лесах. Однако если в Донецке обновляли фасады частных зданий, взрывали и заново отстраивали частные гостиницы и офисы, то в Скопье строят музеи, скульптуры и памятники. Выяснилось, что несмотря на уровень жизни более низкий, чем у нас, македонцы ездят по странам ЕС без виз и думают о вступлении в ЕС. Всюду по городу частные магазины, кафе. В общем, мне понравилось.

Улица Скопье недалеко от центра.
Изображение

Изображение


Возле каньона Матка.
Изображение

В каньоне.
Изображение

Изображение

В центре Скопье.
Изображение

Изображение

Памятник Александру Великому (Македонскому). Македонцы утверждают, что Александр был македонцем, греки же обижаются и утверждают, что Александр был греком. Как бы там ни было, весь центр заставлен памятниками древним героям и воинам.
Изображение

Здесь же на площади проводится конкурс детских рисунков, играет патриотическая музыка.
Изображение

А на этом мосту, что впереди, до сих пор проводят "игры доброй воли" - игры наперсточников.
Изображение

Александр с другого конца площади.
Изображение

На другом берегу реки музей становлению государственности Македонии и жертвам коммунистического режима. Рядом с музеем театр.
Изображение

Археологический музей. Построен, но еще не открыт.
Изображение

Изображение

Фонтан недалеко от старого города.
Изображение

Памятник Кириллу и Мефодию.
Изображение

Изображение

Археологический музей вблизи.
Изображение

Возле музея жертвам коммунистического режима.
Изображение

Македонский народный театр.
Изображение

В старом городе.
Изображение

11 октября.

Пройденный путь: 26 км.
Нитка маршрута: Скопье - аэропорт.
Трек: http://www.cycle.dn.ua/track_view.php?id_track=129&page=2&sid=5a4951b2d2c61b5d6aa2ccfdcc0d1289

В этот день, выехав в шесть утра из хостела, мы отправились в аэропорт. Примерно в половине восьмого мы были уже на месте. Пока собрали велосипеды, пошел ливень. Через часа полтора мы уже проходили регистрацию и без проблем вылетели в Стамбул, откуда с задержкой в 12 часов, то есть на следующие сутки, мы вернулись в Донецк.

В заключение хочу поблагодарить участников велопохода за поездку. То, что намечалось, за исключением одного однодневного участка в Македонии было выполнено. Впечатления от Албании оказались вполне ожидаемыми. Советуем ехать именно в Абланию, пока еще строительство новых трасс, дорог и всевозрастающий поток туристов не превратил этот регион в избитую банальщину.
AndreyM
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован:
17 апр 2012, 15:09
Баллы репутации: 34

Re: Велопоход по Балканам 2013

Сообщение 22 окт 2013, 13:03

Замечательное путешествие и отчет. То же носим в мыслях нечто подобное. В качестве обмена опытом можно ли озвучить примерную смету расходов?
Аватар пользователя
Vitaly
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован:
18 июн 2012, 14:44
Мой байк: Kalkhoff Image 28" (custom)
Баллы репутации: 15

Re: Велопоход по Балканам 2013

Сообщение 22 окт 2013, 13:21

Vitaly писал(а):Замечательное путешествие и отчет. То же носим в мыслях нечто подобное. В качестве обмена опытом можно ли озвучить примерную смету расходов?


Vitaly, спасибо.
Билеты с Донецка туда и обратно обошлись в 256 долларов. Потратили там примерно, пока еще казначей не дал полной раскладки, 530 евро, включая заброску с Боснии в Черногорию и провоз велосипедов в оба конца. Но это мы себе ни в чем не отказывали. На днях будет информация по каждой стране в отдельности.
AndreyM
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован:
17 апр 2012, 15:09
Баллы репутации: 34

Re: Велопоход по Балканам 2013

Сообщение 25 окт 2013, 15:47

Ждем! Интересно!
где мы- там и велик
 
Сообщений: 379
Зарегистрирован:
16 апр 2011, 16:59
Мой байк: у нас их много!
Баллы репутации: 39

Re: Велопоход по Балканам 2013

Сообщение 27 окт 2013, 09:31

Данные таковы: траты в день 33 евро. Основная часть затрат - питание. Без учета стоимости авиабилетов.
Для тех, кто планирует велопоездку в те края расчет прост: 33 X кол-во дней + проезд в оба конца. Это с учетом трат в Украине перед походом.
AndreyM
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован:
17 апр 2012, 15:09
Баллы репутации: 34

Re: Велопоход по Балканам 2013

Сообщение 27 окт 2013, 19:28

Спасибо, примерно так и считали. У "Kotovski.net" бюджет по европе тоже начинается от 30 евро в сутки.
Аватар пользователя
Vitaly
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован:
18 июн 2012, 14:44
Мой байк: Kalkhoff Image 28" (custom)
Баллы репутации: 15

Re: Велопоход по Балканам 2013

Сообщение 10 дек 2013, 12:33

Хорошее путешествие. Планирую тоже в те края и потому есть вопросы:
-Были ли визовые ограничения? вы оформляли какие-то визы?
- сколько стоило провез вело в Пегасусе? (за каждый перелет? Донецк-Стамбул и Стамбул-Сараева и обратно?)
- границы на балканах можно пересекать на велосипеде или на микроавтобусе?
ДнепроВелоКлуб
Аватар пользователя
DDP
 
Сообщений: 92
Зарегистрирован:
23 янв 2013, 01:18
Откуда: Dnepro
Мой байк: Carver Premium
Баллы репутации: 13

Re: Велопоход по Балканам 2013

Сообщение 10 дек 2013, 14:29

DDP писал(а):Хорошее путешествие. Планирую тоже в те края и потому есть вопросы:
-Были ли визовые ограничения? вы оформляли какие-то визы?

Все четыре страны, которые мы посетили, безвизовые для Украины. Никаких АБСОЛЮТНО проблем у нас не возникло на границах.

DDP писал(а):- сколько стоило провез вело в Пегасусе? (за каждый перелет? Донецк-Стамбул и Стамбул-Сараева и обратно?)

Пегасус независимо от количества "колен" в одну сторону берет 60$ за провоз велосипеда по курсу в местной валюте.
Т.е. мы платили Донецк-Стамбул-Сараево по курсу в гривнах 60$ и Скопье-Стамбул-Донецк по курсу в македонской валюте 60$.

DDP писал(а):- границы на балканах можно пересекать на велосипеде или на микроавтобусе?

Спокойно пересекали на велосипедах Черногорско-Албанскую и Албанско-Македоскую границы, на микроавтобусе Боснийско-Черногорскую.
AndreyM
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован:
17 апр 2012, 15:09
Баллы репутации: 34

Re: Велопоход по Балканам 2013

Сообщение 10 дек 2013, 14:40

Спасибо все понятно!
Оплачивали велосипеды заранее, в офис Пегасуса в а\п Донецка или через сайт Пегаса заранее или в день отъезда перед регистрацией?
ДнепроВелоКлуб
Аватар пользователя
DDP
 
Сообщений: 92
Зарегистрирован:
23 янв 2013, 01:18
Откуда: Dnepro
Мой байк: Carver Premium
Баллы репутации: 13

Re: Велопоход по Балканам 2013

Сообщение 10 дек 2013, 14:47

DDP писал(а):Оплачивали велосипеды заранее, в офис Пегасуса в а\п Донецка или через сайт Пегаса заранее или в день отъезда перед регистрацией?


После бронирования авиабилетов я звонил по телефону в Киевский офис и нам отмечали в их системе, что мы летим с велосипедами. При этом оплачивали на стойке регистрации при посадке. Отметка в их системе желательна, так как теоретически при отсутствии свободного места могут отказать или в посадке, или в провозе велосипедов во время регистрации.

DDP, прошу прощения, я на Велокиеве не зарегистрирован и вспомнил, что Василий Буз на киевском сайте писал о том, что намечается поход в горы Качкар, что в Восточной Турции, в 2014 году и вы ему отвечали, что, вроде, как тоже там пятерку хотите провести. Насчет новизны... Вот ссылка на мой поход в эти горы в 2010 году, может полезно будет, ну и вдруг что в любом случае с удовольствием поделюсь информацией, которая не вошла в отчет: http://www.cycle.dn.ua/docs.php?id_doc= ... ae39d6372a
Там отчет с нескольких частей, чтобы прочитать полностью, то внизу надо выбирать следующие части.
AndreyM
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован:
17 апр 2012, 15:09
Баллы репутации: 34

След.

Вернуться в Многодневные велопоходы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14