Ремонт каретки Hollowtech II BB-51

 

Зимой, когда холодно кататься, на улице мороз, снег или слякоть, самое время привести велосипед в порядок. Заменить протершиеся тросики, обновить компоненты, восстановить сломанные узлы. В этой статье я расскажу историю каретки Shimano HollowTech II BB-51, получившей вторую жизнь.

 

Всё началось такой же зимой прошлого года, когда мной была куплена система шатунов Shimano Deore FC-M590. В комплекте с шатунами шла каретка HollowTech II BB-51. Всё это (ищи еще много другого оборудования) было установлено на велосипед в самом начале сезона. И практически сразу было проверено на крепость в жестких погодных условиях на гонке кросс-кантри в Ясиноватой.

После этого была еще покатушка в Штольню. Тогда на обратном пути мы попали под ливень, промочивший нас насквозь, не оставив сухой нитки. На следующий день, смазывая цепь, я заметил, что шатуны крутятся плохо... Это явление прошло через сотню километров, но "осадок остался". С тех пор я еще раз или два попадал под дождь, и в один прекрасный момент, спустя 3000 км после установки шатунов, я услышал хруст из каретки. Немногим раньше Денис Корсак разбирал и мыл свою каретку, показывал фото процесса. Уточнив у него необходимую информацию я предпринял героический шаг - снял шатуны. Благо, устройство каретки HollowTech II не требует для этой процедуры специальных ключей или съемников. Предостережение "DO NOT DISASSEMBLE", написанное на чашках каретки, не остановило меня и я вскрыл подшипники... Спустя 5 минут, собрав остатки разума, чуть было не покинувшего меня, в кулак, я занялся промывкой подшипников с помощью шприца и керосина. После того, как каретка избавилась от остатков смазки пыли и абразива, я в полной мере оценил тяжесть случившегося. Шарики были все в задирах и заусенцах, а внутреннее кольцо и обойма с шариками ходили ходуном на миллиметр во все стороны...

Набив подшипники литолом и скрутив всё обратно, я решил купить более качественную каретку, поставляемую с шатунами SLX и XT - BB-70. Судя по отзывам в интернете, она несколько крепче той, что была у меня. Мою же каретку я решил еще немного поэксплуатировать. Сначала она кряхтела и хрустела, но со временем это прошло (или я перестал обращать на неё внимание). Решив, что ломаться там больше нечему, кроме как подшипникам, я решил добить её совсем и кататься до завершения велосезона 2011, проехав с тех пор еще 2000 км и несколько гонок.

Сейчас на улице -20 - самое время поковыряться в велосипеде. Раздобыв специальный съемник для Hollowtech, я легко и быстро справился с заменой каретки на ранее купленную SLX/XT BB-70. Судьба старой каретки на тот момент уже была предрешена - эксперимент! Изучив кучу информации в интернете было решено заменить в старой каретке подшипники. Участвовавший в процессе Евгений, предложил помощь в этом вопросе. За что я выражаю ему (а также АТЦ завода Ильича) огромное спасибо.

В каретках Shimano Hollowtech II BB-51 и BB-70 используются закрытые с одной стороны подшипники с маркировкой 6805-RD и размерами 25x37x6 мм. Заменить их можно закрытыми с двух сторон подшипниками 6805 2RS или 61805 2RS, а также открытыми 1000805 отечественного производства. Правда они имеют отличие - ширина 7 мм вместо родных 6 мм.

Сегодня я забрал из "Интерподшипника" привезенные под заказ подшипники: 6805-RS. Пара обошлась в 50 грн. Узнав об этом, Евгений предложил сегодня же поставить их в чашки. На том и порешили...

Родной подшипник 6805-RD без верхнего резино-металлического сальника.

А на этом фото можно оценить степень его выработки.

Он же в разобранном виде

А это уплотнительное кольцо, находящееся с внутренней стороны каретки

И более толстое верхнее кольцо. Оно накрывает подшипник сверху.

Левая чашка с выпрессованным подшипником.

Новый подшипник 6805-RS

Красноречивые надписи, ога...

На новых подшипниках была нанесена маркировка CX JAP. Неужели японские?

А это пластиковый пыльник и уплотнитель между подшипником и осью шатунов по-совместительству. Очень бы хотелось установить шатуны без его участия, но из-за вероятного (и очевидного) люфта это невозможно. Доставила хлопот пластиковая ступенька с выемками. Она нужна, если подшипник разборной, как родной. В нашем же случае она очень мешает. Из-за неё пришлось устанавливать тот самый резино-металлический сальник. Но с ним конструкция показалась даже более защищенной...

Первый подшипник забили в чашку без нагрева. Второй решили охладить, а чашку, соответственно нагреть в кипяченой воде. Эффекта практически не заметили и забили аналогично первому.

Сверху был положен сальник и вставлен пластиковый пыльник. Один из пыльников я сломал при разборке. Теперь это выглядит несколько не эстетично по моим соображениям, и несколько шире того, что было. Вероятно из-за этого конструкция может оказаться менее защщенной, чем если бы пластиковый пыльник был заподлицо с чашкой, как в оригинале. Именно по этой причине стоило бы проточить чашки, углубив посадочное место под подшипник на 0,5 мм. Но эту процедуру отложим на следующий раз, если в ней появится необходимость. Как бы там ни было, теперь внутри стоят новые, герметичные подшипники, убить которые, скорее всего, будет сложнее.

Теперь, как только я приобрету ключ для снятия каретки, отремонтированная каретка займет место XT-шной и мы начнем её испытания.

Всем спасибо за внимание, Евгению спасибо за помощь и участие во всех проведенных мероприятиях.

04.02.2012 19:08 Автор: Gregory Tokman
 

Комментарии  

 
+1 #1 05.02.2012 07:37
Очень полезная статья. Спасибо.
Цитировать
 
 
+2 #2 05.02.2012 08:10
мне кажется, было бы разумно спилить "ступеньку", а стрёмные шимановские наборные колечки - ффтопку...на новом подшипнике гидроизоляция не хуже чем была, и эти пыльнички не будут нести никакой нагрузки, а только создадут щель для грязи и пыли...

пысы: А я таки рожу статейку про помойку каретки...))
Цитировать
 
 
0 #3 29.02.2012 13:26
Почему-то 2 раза прочитал "гонке кросс-кантри в Японии" ))

Отличная статья с иллюстрациями!
Цитировать
 
 
+4 #4 01.04.2012 12:43
а как вынимались родные подшипники?
Цитировать
 
 
-7 #5 16.05.2012 16:59
TvrNKwUbcQody, instant loans: http://quickpaydayloansukonline.co.uk ,(p ^^)=====O, payday lenders ,[:-), http://quickpaydayloansukonline.co.uk instant loans, 77599,
Цитировать
 
 
0 #6 11.09.2012 11:17
очень понятно и грамотно разЪяснил . . .
Цитировать
 
 
0 #7 06.10.2012 16:03
У меня на передней втулке промы 6805RS. Правильное ли это для них назначение, все-таки при торможении там нагрузки похлеще будут (я имею ввиду резкое торможение)?
Цитировать
 
 
+1 #8 01.12.2012 23:42
Цитата:
а как вынимались родные подшипники?

Очень просто ! , без помощи всяких съёмников, выжимок и ключей, НАГРЕВАЕМ чашку с подшипником на кухонной плите, желательно на электрической (нет открытого огня), можно и на газу, только не на открытом огне а нагревать в чём то (консерва , крышка от 3 л. банки). Так как у алюминия низкая температура плавления, он расширяется и подшипник сам выпадает, а если нет то можно подковырнуть плоской отвёрткой изнутри.
Цитировать
 
 
+2 #9 01.12.2012 23:44
Как это сделать ?! - выкрутить чашку(и) из рамы , потом вытащить пластиковый пыльник (поддевается ножом , только нож по глубже засовывайте чтоб пыльник не лопнул), потом вытаскиваете пыльник резиновый (+ металл), вытрите немного масло , теперь берём пустую консервную банку (из под кильки или шпротов к примеру) и кладём чашку вниз подшипником, когда масло начнет пузырится подождите 1 мин. и возьмите чашку тряпкой (старым носком) и вытаскивайте подшипник.
Вставлять подшипник также, нагреть пустую чашку, вставить чистый подшипник и нанести смазку.
Цитировать
 
 
+1 #10 Вова 05.04.2014 19:22
Спасибо автору за проделанную работу.
Последовал и себе поменял подшипник.
Как писали в комментах нагревал и и подшипник вышел, зетем, подточил кольцо и все успешно собралось. (правда перед запрессовкой нового подшипника я его охладил в морозилке 15 минут, а аллюминиевую чашку нагрел на кастрюльке прилично - затем через брусочек заколотил - с легкостью.)
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вредный совет

Чем ниже опущено седло, тем выше аэродинамика

Голосования

Когда планируете чаще выезжать?