Велосипед + GPS = микроскоп + гвозди или обезьяна + граната?

 

Сейчас, когда технологии GPS стали доступны и простым смертным (байкерам), а количество GPS навигаторов на рынке превышает все разумные пределы, рядовому обывателю бывает трудно сориентироваться в том огромном количестве опций и "фичей", которые предлагаются современными производителями навигационного оборудования. Но велосипедная специфика значительно сужает наш выбор, что, как ни странно, играет нам на руку.

 

Итак, давайте разберёмся, что вообще должен уметь велосипедный GPS-навигатор? Ну, во-первых, он должен хорошо "навигировать", т.е. быстро находить спутники, иметь устойчивый приём, и потреблять достаточно мало энергии, что в походе немаловажно. Кроме того, не будет лишним экран покрупнее и повыше разрешением, а также крепление на руль (присутствует, хоть и опционально, далеко не у всех моделей). Наличие таких опций, как электронный компас, термометр и альтиметр (а бывают ещё и мп3-плееры, фото, геотеггинг, камеры, диктофоны для записи голосовых заметок, привязанных к координатам) необязательно, хотя и приятно. Вроде бы определились,… забиваем все наши требования в фильтр какого-нибудь hotline.ua, и…офигеваем от цены/габаритов/мизерного времени работы от батареек… А счастье было так возможно… и так…

Что делать? Копаем дальше и приходим к выводу: чем больше фишек, тем хуже…Крупные, цветные тачскрины высокого разрешения "высаживают" батарейки в "ноль" менее чем за сутки, при этом они слабочитабельны на солнце при постоянной тряске на руле велосипеда. Обилие прочих наворотов практически не используется при езде, если только вы не гик, "повёрнутый" на электронных девайсах, или не супер-профи, анализирующий каждую потраченную калорию (такая фича тоже есть). В который раз наш выбор сужается, и в который раз это играет на на руку :) На самом деле количество пригодных для велонавигации аппаратов можно пересчитать по пальцам одной/двух рук. Разобьём их на классы: GPS-велокомпьютеры, спортивные вело-GPS и туристические навигаторы, пригодные для велоиспользования. Давайте рассмотрим все три.

GPS-велокомпьютеры практически ничем не отличаются от обычных велокомпов, за исключением того, что информацию о скорости и пройденном пути берут со спутников, а не от датчика на колесе. Встроенной карты не имеют, но могут показывать стрелочкой на заранее "вбитые" в них точки. Некоторые приборы имеют встроенный Bluetooth и могут выступать в качестве внешнего приёмника для смартфона-коммуникатора с установленной в них программой навигации. Время работы этих девайсов очень приличное, но батареи, обычно, фирменные, и заменить их вдали от цивилизации не представляется возможным.

 

Спортивные вело-GPS, в свою очередь практически не отличаются от предыдущей группы приборов за исключением установленной базовой карты, пригодной, правда, только для путешествий по шоссе. Яркий (и, по-моему, единственный) пример этой группы прибров – Garmin серии Edge. Старшие модели имеют датчик каденса и кардиомонитор. Такой прибор очень удобно ведёт учёт/анализ тренировочных кругов. Время работы – чем круче прибор – тем меньше, в целом на день хватит. Цена, правда, зашкаливает…

 

Туристические GPS. Здесь всё намного интересней. Есть приборы с большими цветными и маленькими ч/б экранами, навороченные по самые "не балуй" и пуританские. Все питаются от пальчиковых батареек-аккумуляторов, следовательно, нет проблемы с энергопитанием в походе: можно взять с собой жменю-другую свежих батареек и менять их каждый ходовой день. И все они имеют достаточно качественные предустановленные карты, пригодные для навигации в большинстве районов нашей Неньки…но не во всех :( Давайте разберёмся. Все карты используемые в навигации делятся на векторные и растровые.

Что такое векторная карта, я и сам не до конца понимаю, поэтому выдеру цитату: "Электронная карта, позволяющая менять плотность отображаемой информации и имеющая потенциально высокую точность." Все векторные карты делаются производителями навигаторов (за редкими исключениями) и все они жёстко привязаны к своему оборудованию. С растровыми картами всё намного проще – их нет в природе. Но они-то как раз нам и нужны! Хорошая новость в том, что их несложно сделать самому :) Итак, растровая карта – это просто оцифрованная картинка, а таких картинок в интернете немерено – от отсканированных атласов/листов генштаба/Шуберта/Стрельбицкого, пачек Беломора, до целых регионов, которые можно выкачать в нужном масштабе из Google Earth, Virtual Planet и кучи других карт-сервисов с помощью программы SASplanet и ей подобных. В самом деле: какое дело бородатому (я так представляю) дядьке из Garmin corporation до наших суровых постсоветских реалий? Если уж наши братья-славяне из Яндекс.Карт допускают откровенные косяки… Ведь как было сказано в нетленном произведении: "пока противник составляет карту местности, мы её перекраиваем, причём вручную, вследствие чего противник приходит и теряется на незнакомой территории". А, учитывая НАТОвскую принадлежность вероятного производителя большинства навигаторов, пользоваться их картами в наших условиях и вовсе опасно для жизни.

В итоге, наш выбор окончательно сужается, на этот раз до уже нескольких моделей, умеющих управляться с растровыми картами. Это Magellan серии Triton и Garmin серий Oregon и Dakota (последние имеют существенные ограничения на размер и количество используемых растровых карт, что практически делает их малопригодными для растро-навигации). Кроме того, новая серия Magellan'ов - Explorist - по спецификациям выглядит неплохо, будем ждать отзывов…

Есть ещё один класс приборов, о которых я не упомянул – это смартфоны/коммуникаторы/КПК со встроенным жпс, они вполне пригодны для коротких и неэкстремальных покатушек, если вы готовы мириться с их пыле- и брызго- незащищённостью. Исключение – моя прелесть Nokia E90, которая работает более 10 часов в режиме навигации… но это совсем другая история… или тема другой статьи :)

Подводя итог, зададим себе вопрос: так зачем же нужен навигатор в степях Украины? Непроходимая тайга, болота, джунгли – там ему место, скажете вы. Позволю себе не согласиться…Действительно, заблудиться в наших местах непросто, несколько километров в любую сторону - и вы на дороге, которая выведет куда-нибудь. Но вот сэкономить время – вполне можно, навигатор не даст заехать в тупик, всегда позволит проложить кратчайшую дорогу, и т.п. Не нужно возить с собой бумажные карты, в любой момент можно изменить маршрут… разное случается. А также можно сохранять треки, делиться ими с друзьями, анализировить их на ПК, привязывать фотографии к координатам и выкладывать их на предназначенные для этого ресурсы… Количество областей применения постоянно растёт, GPS навигация входит в нашу жизнь, и если не облегчает, то значительно упрощает её.

07.02.2011 22:19 Автор: Денис "Корсак"
 

Комментарии  

 
0 #1 serjio21 11.02.2011 23:51
Спортивные вело-GPS
На гармины есть топо-карты, которые позволяют навигировать не только по шоссе. Ну собственно все картографически е продукты под гарминовский софт ставятся на вело-GPS. Время работы - не самый приятный момент. Каждые 15-20 часов в пути надо кормить. Можно увеличить время работы выключив GPS модуль, а смысл тогда ....
Цитировать
 
 
0 #2 My Own Summer 12.02.2011 08:33
если речь идет о Garmin Edge, то там ещё насколько я помню питание не от стандартного аккумулятора и нет возможности поставить просто батарейки.
Цитировать
 
 
0 #3 serjio21 13.02.2011 16:16
Цитирую My Own Summer:
если речь идет о Garmin Edge, то там ещё насколько я помню питание не от стандартного аккумулятора и нет возможности поставить просто батарейки.


Таки да.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить